Сайт 
Бочкаревой Татьяны Равильевны


Добрый день!
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Классный руководитель - тьютор

Классный руководитель  – путеводитель по  школьной жизни

(Из опыта работы Чернореченской школы Оренбургского района)

        Мир вокруг нас изменился - изменились и дети. Современные дети совсем не похожи на прежних школьников, послушных, беспрекословно выполняющих требования классного руководителя, сидящих за партой, аккуратно сложив перед собой руки. Сегодня дети критически оценивают ситуацию, экономят собственное время и  все чаще задают неудобные для взрослых вопросы: «Зачем?» и «Почему?». И становится ясно, что невозможно воспитывать новое поколение по-старому. Следовательно, в настоящее время возникла необходимость использовать новые, так называемые, позитивные методы воспитания, направленные не только и не столько на формирование классного коллектива и решение общеучебных задач, сколько преследующие цели индивидуально – личностного развития каждого ребенка.

Современным детям нужен наставник, который поможет освоить способы выхода из трудных жизненных ситуаций, способы самозащиты своей индивидуальности, достижения внутренней (психологической) устойчивости, укрепления воли. В школе таким наставником может стать классный руководитель – тьютор, педагог, который нацелен на образовательный заказ родителя и ребенка, помогает ребенку выстраивать отношения с окружающим миром, работает с индивидуальными образовательными программами учащихся.

Классные руководители нашей школы реализуют в своей практике новые идеи воспитания, становясь для своих воспитанников навигаторами в сложных лабиринтах школьной жизни.

«Современные первоклассники особенно нуждаются в помощи наставника», - отмечает классный руководитель 1 класса Числова Ольга Карловна, педагогический стаж которой более 25 лет. Еще задолго до того, как открылись школьные двери для ее малышей, Ольга Карловна, познакомилась со всеми детьми, а их немного-немало – 27 человек, изучила их трудности и интересы. В течение года учитель посещала  занятия в детском саду, занималась развитием детей в  кружке «Грамотейка».  В результате, 1 сентября войдя в  кабинет, дети и родители встретили не постороннего человека,  а друга и помощника. Оказание помощи детям, испытывающим трудности в учёбе, в общении со сверстниками, в семье – вот главные задачи, которые Ольга Карловна ставит перед собой с самого начала общения с учениками. И такая позиция классного руководителя дает положительный результат: учащиеся 1 класса имеют высокий уровень развития, с интересом ходят в школу, успешно прошли период  адаптации.

Мякутина Раиса Михайловна также считает, что учет индивидуальных особенностей и интересов детей очень важен. Задачи, стоящие перед этим классным руководителем, непростые, потому что она работает в необычном классе. Раиса Михайловна четвертый год руководит кадетским казачьим отрядом. Ее кадеты еще совсем юные, им по 9-10 лет, но уже сегодня они занимают активную позицию и в школе, и в селе. Раиса Михайловна отмечает, что очень важно создать для  детей среду выбора, в которой каждый ребенок найдет свое любимое дело. Несмотря на то, что кадеты ходят строем и изучают военное дело, в выборе кружков они абсолютно свободны: девочки занимаются казачьим рукоделием, вокалом и бисероплетением, а мальчики – греко-римской борьбой, футболом. А еще в расписании кадет есть хореография, кружок «Истоки добра» и «Мы исследователи». Такое многообразие интересных дел позволяет удовлетворить  потребности большинства ребят.

Пристальное внимание изучению индивидуальных особенностей своих четвероклассников уделяет классный руководитель Хасанова Римма Мажитовна. Она знает про своих воспитанников абсолютно все: характер, темперамент, особенности психофизиологического развития, характеристики знаков Зодиака. И все это многообразие информации Римма Мажитовна умело использует как при организации работы классного коллектива, так и персональной работы с учащимися.

Педагоги ежедневно работают с индивидуальными образовательными программами учащихся. Классный руководитель как навигатор помогает ребенку разработать собственный маршрут развития и следовать ему. Результаты отражаются в портфолио достижений.

Следуя шаг за шагом по своему маршруту, ученик начальной школы приходит к первому рубежу. Пятый класс – другой  классный руководитель, незнакомые учителя, новые требования. Ребенок снова попадает в сложную ситуацию выбора. И вновь успешность адаптационного периода ребенка зависит от педагога. Туркина Людмила Викторовна задолго знала, что в будущем году она возьмет классное руководство в 5 классе, чтобы узнать своих будущих воспитанников, она  посетила ни один классный час, ни один урок  у будущих пятиклассников.  Бывший наставник  передала Людмиле Викторовне характеристики ребят, портфолио, результаты диагностик и электронный дневник классного руководителя, в котором содержится вся необходимая для педагога информация о детях, их родителях, классном коллективе. Есть, с чего начать и с чем работать.  Новый класс – новые правила. И это не просто правила, а свод законов  класса, которые сформулированы ребятами на первом классном собрании и  размещены в классном уголке «Правила моего класса – мои правила!», завизированные 20 подписями. И далее взрослые уже пятиклассники под чутким руководством классного наставника изучают себя, свои способности: «Мой характер», «Карта моего здоровья», «Мой выбор», «Какой у меня тип мышления», на основе этих знаний составляют свой маршрут движения.

Людмила Викторовна работает не только с детьми и их родителями, к воспитательной работе она привлекает бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, организуя совместные мероприятия, коллективные дела, праздники, субботники. Она никогда не оставляет детей на полпути, вместе с ними учится, преодолевает трудности, работает с учителями-предметниками, учит домашнее задание, оканчивает школу и поступает в учебные заведения. Если нужно, она позвонит в колледж, узнает расписание экзаменов, сдаст вместе с ребенком документы и будет радоваться успешному поступлению.

О важности ранней профориентационной работы заявляет и классный руководитель 7 класса А.В. Волженцева. Составив еще в 5 классе Модель успешного выпускника, воспитанники Анны Владимировны стремятся к идеалу. У каждого есть персональный путь достижения успешности. А в портфолио ребят хранятся результаты диагностик «Я успешный ученик», «Я познаю себя», «Мои интересы», «Мои успехи» и другие.  Результат работы -  абсолютное лидерство классного коллектива в школьном рейтинге активности классов, высокий процент успеваемости, стопроцентный охват учащихся дополнительным образованием.

Кроме педагогического сопровождения воспитанников в задачи классного руководителя входит создание условий для самореализации учащихся. Важно, чтобы каждый ученик нашел свою нишу успешности. В условиях сельской школы это не всегда просто. Это в городе существует множество центров дополнительного образования, в селе именно школа является социокультурным центром. В нашей школе достаточно развитая система дополнительного образования, охватывающая 6 основных направлений, всего открыто 14 объединений (30 часов), кроме того мы активно взаимодействуем с Домом детского творчества Оренбургского района, с детско-юношеской школой, с Центром «Вдохновение» села Черноречье. С одной стороны, в этом многообразии кружков детям трудно выбрать свое направление деятельности, с другой стороны, не исключено, что в этом широком спектре кружков ребенок может и не найти занятие для себя.  И здесь классный руководитель вновь окажет помощь. Сначала создаст среду выбора, а затем предложит свой вариант. Так, в 6 классе появилась газета «Пламя». Классный руководитель Перевицких Л.А. сразу выявила у своих воспитанников способность к творчеству, чувство слова и позитивную активность. Сначала ребята сами готовили и проводили мероприятия в классе, при этом классный руководитель только направлял детей, затем стали рассказывать о своих достижениях на родительских собраниях, готовить мероприятия для младших школьников. И не просто праздники, а познавательные классные часы: «День рождение Деда Мороза», «Чтобы помнили». К ним присоединились семиклассники и провели «Урок мужества». Потом захотелось рассказать о себе, о своих одноклассниках и учителях всей школе и родителям, так и появилась идея собственной газеты. Сначала это был один лист, теперь - полноценный номер. Ребята все делают сами, классный руководитель выполняет задачи корректора, при этом интересен тот факт, что Лариса Александровна – учитель информатики. Сначала в активе газеты было 3 человека, теперь половина класса. И даже общешкольное мероприятие классные руководители могут трансформировать в коллективный личностно-значимый проект. Так, в  6 и 7 классах школьный проект «Флаг памяти» превратился в серию классных часов «Живу и помню», на которых подростки рассказывали о своих прадедах–ветеранах,  собранные материалы были оформлены в Книгу Памяти, и теперь хранятся в школьной библиотеке.  

Для реализации творческих способностей учащихся, осуществления взаимодействия с родителями классные руководители создают сайты классов, сегодня их уже 6.

Конечно же, вести детей по индивидуальным маршрутам классному руководителю достаточно сложно, в классе минимум 18 человек, а педагог один. Но если правильно организовать работу ученического самоуправления, то это делать несложно. Опять же органы самоуправления не должны носить номинальный характер.  Если классный руководитель осуществляет правильное педагогическое сопровождение, то учебный сектор будет осуществлять помощь в преодолении трудностей в учебе, а культмассовый сектор возьмет на себя ответственность за организацию коллективно-творческих дел и т.д., и тогда у классного руководителя высвободится достаточно времени, чтобы пройти с каждым учеником его собственный,  индивидуальный образовательный маршрут. Только так, взяв на себя обязанности тьютора, став ребенку наставником, другом, путеводителем, классный руководитель может успешно работать с современными детьми, воспитать успешных выпускников. Но для этого классному руководителю надо постоянно и напряженно учиться, осваивать современные методы работы с современными детьми.

Закончить  свои размышления мне хочется словами С.Я. Маршака, которые наиболее точно отражают пожелание  современному педагогу: 

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Заместитель директора по ВР

МБОУ «Чернореченская СОШ» Бочкарева Т.Р.

Категория: Мои статьи | Добавил: TanjRavilevna (15.12.2014)
Просмотров: 426 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: