Сайт 
Бочкаревой Татьяны Равильевны


Добрый день!
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обобщение опыта

                       Аналитическая справка

«Описание педагогического опыта учителя, раскрывающего сущность его методической системы»

На протяжении пяти лет  работаю над проблемой  «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы».

Актуальность, практическая значимость. Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции современной школы с инновационными методами и технологиями. Использование ИКТ в педагогической деятельности предъявляют более серьёзные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогов, как по объёму знаний, так и по педагогическому мастерству. Внедрение ИКТ является одной из актуальнейших задач современной школы, так как  они способствуют повышению мотивации школьников к изучению школьных предметов, развитию творческого мышления и коммуникативной компетентности, а также  росту качества и эффективности  обучения.

Источник возникновения опыта. Интерес к этой проблеме обусловлен  рядом  обстоятельств. Во-первых,  в условиях модернизации российского образования  утвердился   новый стиль педагогического мышления, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование. Во-вторых, изменились цели образования. В третьих, в наш век информации все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями, соответственно и учитель должен владеть ими в совершенстве, чтобы идти в ногу со своими учениками. Важным фактором возникновения опыта стали результаты качества образования учащихся по школе в 2009 году – 41%, ниже среднего показателя по району, что натолкнуло на необходимость совершенствования методики преподавания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс школы в целом и каждого учителя.

Идея и концепция изменений. Сегодня наблюдается  резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и чтению, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Разработка и внедрение в педагогическую практику современных технологий образования обеспечивает повышение качества учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.

Цель работы: повышение качества образования школьников через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

Для того чтобы использовать информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, необходима материально-техническая база, во–вторых, - программное обеспечение, обеспечение учебными пособиями, в – третьих, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Другими словами, меняется не только технология преподавания урока, качество его проведения и результативности,  иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия.

Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта. Возможность работать в кабинете,  оборудованном персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской, необходимое программное обеспечение, дает возможность мне сделать уроки русского языка и литературы интереснее, увлекательнее, насыщеннее. По мнению психологов, учащиеся лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую. Презентации, видеоролики, сделанные учителем к уроку, электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение,  облегчают процесс запоминания,  позволяют сделать урок более интересным. Использование интерактивной доски и материалов сети Интернет позволяют не только расширить визуальный ряд, тем самым создать условия для лучшего запоминания материала детьми, но и расширить информационные и временные границы урока. В своей работе я использую следующие возможности ИКТ:

1.Разработка и использование на уроках русского языка и литературы  и во внеурочной деятельности слайдовых презентаций, выполненных в программе Power Point, и видеофильмов, выполненных в программе Windows Movie Maker. 

2.Использование учебных электронных пособий, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии»,  художественные энциклопедии, учебные фильмы, электронные учебные издания "Кирилла и Мефодия" по литературе и русскому языку, комплекс «Сдаем ЕГЭ  + 1С: Репетитор. Русский язык».

3.Разработка и использование на уроках русского языка и литературы собственных электронных тестов, направленных на контроль знаний учащихся.

4. Использование функциональных возможностей интерактивной доски фирмы SMART Board при изучении нового материала, на уроках закрепления и обобщения изученного.

5.Использование учебных модулей Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.ru), в том числе аудио диктантов и изложений.

6. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн.

7.Создание электронного учебника по орфографии для самостоятельной работы школьников.

8. Опрос домашнего задания посредством презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.     

9. Использование информационных мини – проектов на разных этапах урока. 

10. Использование возможностей дистанционного обучения для индивидуальной работы с учащимися.

Технология опыта (пути (этапы) становления методической системы учителя

1 этап. Аналитический. Сначала  мною была изучена литература по проблеме и практический опыт учителей-предметников.

2 этап. Организаторский. На втором этапе был оборудован кабинет русского языка и литературы необходимой аппаратурой и программным обеспечением.  

3 этап. Практический. На этом этапе можно выделить несколько последовательных действий: а) использование на уроках готовые ЦОРы и образовательные СD-диски;

б) прохождение проблемных курсов  «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога»; в) создание и использование авторских ЦОРов и внедрение в практическую работу на уроке ресурсов интерактивной доски; использование на уроках сети Интернет в режиме Онлайн и обучение учащихся использования ИКТ в учебных целях (презентации, проекты, исследовательские работы).

4 этап. Рефлексивный. Систематизация и описание собственного опыта.

5 этап. Распространение опыта.

Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях.  На школьном уровне: выступление на школьном семинаре «Роль Интернет-технологий в повышении качества образования школьников», выступление на родительском собрании «Средства повышения качества образования», система открытых и экспертных уроков для учителей школы по проблеме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы».

На муниципальном уровне: выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы, мастер – класс «Использование интерактивной доски на уроках гуманитарного цикла». (предметная секция учителей русского языка и литературы), доклад на районном семинаре «Система повышения качества обученности учащихся на уроках русского языка и литературы»  на районном семинаре заместителей директора по УВР; открытые уроки для родителей, социальных партнеров и учителей школы и района.

На региональном уровне: выступление по теме «Использование ИКТ на уроках литературы» на курсах базового повышения квалификации учителей русского языка и литературы, доклад «Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы», выступление в лицее №2 г. Оренбург на семинаре учителей высшей квалификационной категории по проблеме «Инновационные образовательные технологии   в работе учителя», выступление на семинаре студентов педколледжа г. Оренбург по проблеме «Традиции и инновации в образовании»;

На федеральном уровне: активно распространяю свой опыт через Интернет: мои разработки, статьи, выступления, уроки, ЦОРы размещены на моем персональном сайте http://tanjravilevna.ucoz.ru/, на сайте МБОУ «Чернореченская СОШ» http://schkolacher.ucoz.ru, отдельные статьи размещены на сайте администрации МО Чернореченский сельсовет http://admincher.ucoz.ru/, являюсь участником образовательного портала «ProШколу.ru», «Всероссийский интернет педсовет».

Результативность реализации методической системы.

Главным результатом реализации методической системы считаю повышение качества обучения результаты экзаменов.  ГИА в 2009-2010 учебном году: успеваемость – 100%, качество – 46%, в 2010-2011 году успеваемость – 100%, качество – 82%. В 2011-2012 учебном году учащаяся 9 класса Позднякова Татьяна набрала наивысший балл при сдаче ГИА по русскому языку,

 в 2012-2013 учебном году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 67,7, что выше среднего балла по району и области, качество обученности учащихся 11 класса - 88%.  Данная технология позволила учителю во вновь принятом 9 классе достичь результата за год от 31% успеваемости при 0% качества на входном контроле до 100% успеваемости 46% качества на экзамене.

Адресная направленность опыта

Данный опыт будет интересен учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе и заместителям директоров по воспитательной работе.

Перспективность распространения, тиражируемость опыта.

  1. Планируется организация открытых уроков для молодых  учителей школы.
  2. Публикация в педагогических журналах.
  3. Участие в заочных конкурсах педагогического мастерства.

Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе Претендента или активно использующих отдельные ее элементы).

Учителя начальных классов, русского языка и литературы МБОУ «Чернореченская СОШ», учителя района и области, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе активно используют авторские ЦОРы и рекомендации.