Актуальность, практическая значимость. Стремительное развитие современного общества диктует новые подходы в изучении обязательных дисциплин, сочетающие лучшие традиции современной школы с инновационными методами и технологиями. Использование ИКТ в педагогической деятельности предъявляют более серьёзные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогов, как по объёму знаний, так и по педагогическому мастерству. Внедрение ИКТ является одной из актуальнейших задач современной школы, так как они способствуют повышению мотивации школьников к изучению школьных предметов, развитию творческого мышления и коммуникативной компетентности, а также росту качества и эффективности обучения.
Источник возникновения опыта. Интерес к этой проблеме обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, в условиях модернизации российского образования утвердился новый стиль педагогического мышления, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование. Во-вторых, изменились цели образования. В третьих, в наш век информации все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями, соответственно и учитель должен владеть ими в совершенстве, чтобы идти в ногу со своими учениками. Важным фактором возникновения опыта стали результаты качества образования учащихся по школе в 2009 году – 41%, ниже среднего показателя по району, что натолкнуло на необходимость совершенствования методики преподавания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс школы в целом и каждого учителя.
Идея и концепция изменений. Сегодня наблюдается резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и чтению, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Разработка и внедрение в педагогическую практику современных технологий образования обеспечивает повышение качества учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.
Цель работы: повышение качества образования школьников через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
Для того чтобы использовать информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, необходима материально-техническая база, во–вторых, - программное обеспечение, обеспечение учебными пособиями, в – третьих, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Другими словами, меняется не только технология преподавания урока, качество его проведения и результативности, иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия.
Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта. Возможность работать в кабинете, оборудованном персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской, необходимое программное обеспечение, дает возможность мне сделать уроки русского языка и литературы интереснее, увлекательнее, насыщеннее. По мнению психологов, учащиеся лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую. Презентации, видеоролики, сделанные учителем к уроку, электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Использование интерактивной доски и материалов сети Интернет позволяют не только расширить визуальный ряд, тем самым создать условия для лучшего запоминания материала детьми, но и расширить информационные и временные границы урока. В своей работе я использую следующие возможности ИКТ:
1.Разработка и использование на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности слайдовых презентаций, выполненных в программе Power Point, и видеофильмов, выполненных в программе Windows Movie Maker.
2.Использование учебных электронных пособий, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», художественные энциклопедии, учебные фильмы, электронные учебные издания "Кирилла и Мефодия" по литературе и русскому языку, комплекс «Сдаем ЕГЭ + 1С: Репетитор. Русский язык».
3.Разработка и использование на уроках русского языка и литературы собственных электронных тестов, направленных на контроль знаний учащихся.
4. Использование функциональных возможностей интерактивной доски фирмы SMART Board при изучении нового материала, на уроках закрепления и обобщения изученного.
5.Использование учебных модулей Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (www.fcior.ru), в том числе аудио диктантов и изложений.
6. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн.
7.Создание электронного учебника по орфографии для самостоятельной работы школьников.
8. Опрос домашнего задания посредством презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.
9. Использование информационных мини – проектов на разных этапах урока.
10. Использование возможностей дистанционного обучения для индивидуальной работы с учащимися.
Технология опыта (пути (этапы) становления методической системы учителя
1 этап. Аналитический. Сначала мною была изучена литература по проблеме и практический опыт учителей-предметников.
2 этап. Организаторский. На втором этапе был оборудован кабинет русского языка и литературы необходимой аппаратурой и программным обеспечением.
3 этап. Практический. На этом этапе можно выделить несколько последовательных действий: а) использование на уроках готовые ЦОРы и образовательные СD-диски;
б) прохождение проблемных курсов «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога»; в) создание и использование авторских ЦОРов и внедрение в практическую работу на уроке ресурсов интерактивной доски; использование на уроках сети Интернет в режиме Онлайн и обучение учащихся использования ИКТ в учебных целях (презентации, проекты, исследовательские работы).
4 этап. Рефлексивный. Систематизация и описание собственного опыта.
5 этап. Распространение опыта.
Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях. На школьном уровне: выступление на школьном семинаре «Роль Интернет-технологий в повышении качества образования школьников», выступление на родительском собрании «Средства повышения качества образования», система открытых и экспертных уроков для учителей школы по проблеме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы».
На муниципальном уровне: выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы, мастер – класс «Использование интерактивной доски на уроках гуманитарного цикла». (предметная секция учителей русского языка и литературы), доклад на районном семинаре «Система повышения качества обученности учащихся на уроках русского языка и литературы» на районном семинаре заместителей директора по УВР; открытые уроки для родителей, социальных партнеров и учителей школы и района.
На региональном уровне: выступление по теме «Использование ИКТ на уроках литературы» на курсах базового повышения квалификации учителей русского языка и литературы, доклад «Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы», выступление в лицее №2 г. Оренбург на семинаре учителей высшей квалификационной категории по проблеме «Инновационные образовательные технологии в работе учителя», выступление на семинаре студентов педколледжа г. Оренбург по проблеме «Традиции и инновации в образовании»;
На федеральном уровне: активно распространяю свой опыт через Интернет: мои разработки, статьи, выступления, уроки, ЦОРы размещены на моем персональном сайте http://tanjravilevna.ucoz.ru/, на сайте МБОУ «Чернореченская СОШ» http://schkolacher.ucoz.ru, отдельные статьи размещены на сайте администрации МО Чернореченский сельсовет http://admincher.ucoz.ru/, являюсь участником образовательного портала «ProШколу.ru», «Всероссийский интернет педсовет».
Результативность реализации методической системы.
Главным результатом реализации методической системы считаю повышение качества обучения результаты экзаменов. ГИА в 2009-2010 учебном году: успеваемость – 100%, качество – 46%, в 2010-2011 году успеваемость – 100%, качество – 82%. В 2011-2012 учебном году учащаяся 9 класса Позднякова Татьяна набрала наивысший балл при сдаче ГИА по русскому языку,
в 2012-2013 учебном году средний балл ЕГЭ по русскому языку составил 67,7, что выше среднего балла по району и области, качество обученности учащихся 11 класса - 88%. Данная технология позволила учителю во вновь принятом 9 классе достичь результата за год от 31% успеваемости при 0% качества на входном контроле до 100% успеваемости 46% качества на экзамене.
Адресная направленность опыта
Данный опыт будет интересен учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, классным руководителям, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе и заместителям директоров по воспитательной работе.
Перспективность распространения, тиражируемость опыта.
- Планируется организация открытых уроков для молодых учителей школы.
- Публикация в педагогических журналах.
- Участие в заочных конкурсах педагогического мастерства.
Наличие последователей (коллег, работающих по методической системе Претендента или активно использующих отдельные ее элементы).
Учителя начальных классов, русского языка и литературы МБОУ «Чернореченская СОШ», учителя района и области, классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе активно используют авторские ЦОРы и рекомендации.