Сайт 
Бочкаревой Татьяны Равильевны


Добрый день!
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование инновационных технологий как средство повышения профессиональной компетенции классных руководителей

Использование инновационных технологий как средство повышения профессиональной компетенции классных руководителей

(Из опыта работы районного методического объединения классных руководителей Оренбургского района)

 

Всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться. А.В. Луначарский

Сегодня эти слова особенно актуальны: изменения, происходящие в современном образовании, обязывают нас и наших коллег к непрерывному самообразованию.

В Концепции модернизации  российского образования на  предстоящее десятилетие  нашел отражение  социальный заказ государства на воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Классный руководитель является ключевой фигурой в воспитательной деятельности образовательного учреждения. От эффективности его работы во многом зависит успешность воспитательного процесса в целом.

Оренбургский район – это сельский район, существенными особенностями  которого является большая протяженность границ и значительная отдаленность отдельных населенных пунктов от районного и областного центров. В системе образования района работают 542 классных руководителя. Сельская школа является относительно закрытым воспитательным пространством, и поэтому ведущая роль в развитии профессиональной компетенции классных руководителей отводится именно районному методическому объединению, основная задача которого – обеспечить методическое сопровождение школьных методобъединений в целом и классных руководителей  в частности.

Для того чтобы эта работа была системной,  РМО классных руководителей разработана муниципальная Модель повышения социального и профессионального статуса классного руководителя. По итогам областного конкурса отмечено, что преимуществом Модели Оренбургского района являются сформированный методический инструментарий организации деятельности классного  руководителя, уникальность представленного опыта, адресность (сельские школы).

Наряду с традиционными формами работы в повышении  профессиональной компетенции классных руководителей мы используем и инновационные технологии, среди которых:

-       технология коллективного планирования,

-       технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества,

-       технология учебно-методической игры,

-       информационно-коммуникационные технологии,

-       IT– технологии,

-       технология мониторинга,

-       проектные технологии,

-       технология мастер-класса,

-       технология проблемно-ориентированного анализа,

-       технология решения педагогических задач;

-       технология сотрудничества и др.

На наш взгляд, сначала классного руководителя нужно включить в активную деятельность, дать ему в руки определенный инструментарий, научить им пользоваться,  и только потом, выстроив систему контроля, систематически изучать результаты деятельности классных руководителей. И этот результат будет показателем работы районного методического объединения и администрации школы.

Итак, сначала научить. Классный руководитель в свете современных преобразований в школе тот же ученик. Садясь за парту или оказываясь в роли ученика, любой человек, каким бы взрослым и опытным он ни был, остается в душе ребенком, которому нравится все яркое и интересное. Мы слушаем всегда только то, что нам интересно, и используем в своей практической деятельности только  то, что умеем делать хорошо. Именно поэтому все мероприятия, на которые мы приглашаем учителей: будь то педсовет, семинар, круглый стол… - должны быть продуманы и ценны для его участников. С чем мои коллеги уйдут с семинара? Какой опыт они приобретут в течение полутора – двух часов нашего общения? Как они этот материал смогут использовать в своей практике?   На эти вопросы должен ответить каждый, кто взял на себя ответственность называться руководителем школьного или районного методического объединения.

Сначала необходимо выяснить проблемы в работе классных руководителей, которые необходимо осветить в рамках работы РМО. Для этого необходимо проводить анализ воспитательной работы, анкетирование и мониторинг деятельности классных руководителей. Важным аспектом в работе руководителя районного  методического объединения классных руководителей является персональный сайт, который дает возможность оказывать методическую поддержку коллегам на расстоянии.

На моем сайте http://tanjravilevna.ucoz.ru/ размещены материалы, которые могут заинтересовать как классных руководителей, так и заместителей директора, вожатых, учителей-предметников, родителей.

В работе нашего методического объединения успешно используются технологии сотрудничества, коллективного планирования, мастер-класс.  Например, интерес вызвала  технология американского педагога С. Кагана «Подумай – поделись с партнером». Смысл технологии в том, что перед участниками семинара ставится проблема, которую должен сначала каждый обдумать сам, затем поделиться ею с коллегами, и после коллективного обсуждения самые интересные идеи интегрируются в работу учреждения.  Мы ее, конечно, адаптировали.  Зачастую перед семинаром мы через сайт управления образования даем его участникам задания, которые они выполняют дома, а затем все это обсуждается и  оформляется в виде тезисов, методических рекомендаций, банка идей и т.д.Еще один интересный метод – это метод «пилы». Суть его в том, что участники семинара делятся на группы, затем каждой группе дается отдельное задание. После того, как задание выполнено, лидер каждой группы переходит в следующую группу со своим материалом, в новой группе все обсуждается, и так, в идеале, трижды. Результат – обмен опытом и высокая результативность решения проблемы.

Технология коллективного планирования позволяет включить в создание плана воспитательной работы как педагогический коллектив, так и учащихся школы.

Наиболее эффективной технологией в  работе методического объединения является мастер- класс. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».В течение предыдущего года в рамках работы РМО классных руководителей были представлены мастер-классы:

-       «Эффективность организации внутришкольного контроля воспитательной деятельности в ОУ» (заместитель директора по ВР Бочкарева Т.Р.),

-       «ИКТ в работе классного руководителя» (Мараховская Т.Н., классный руководитель Европейского лицея),

-       «Социальное проектирование в воспитательной практике классного руководителя» (Ротина В.Г. –координатор детских  социальных проектов); 

-       «Воспитательная система класса» (классный руководитель Абоимова Л.А.,).

Кроме внутрифирменного обучения, заместители директора и классные руководители района участвуют в проблемных курсах. Двадцать пять заместителей директора по ВР и руководителей ШМО классных руководителей прошли обучение в ИПК и ППРО ОГПУ  на проблемных курсах по теме «Деятельность классного руководителя в современных социокультурных условиях», в рамках которых большое внимание было уделено проблеме обновления системы воспитания школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов, мониторингу эффективности реализации в образовательном учреждении программ воспитания и социализации обучающихся. 

Членами РМО классных руководителей разработан проект «Сетевое взаимодействие классных руководителей в рамках программы Интел «Путь к успеху», презентация которого состоялась на  августовском заседании секции заместителей директора по ВР. Участниками  были разработаны  проекты по организации деятельности методического объединения классных руководителей на сайте http://wiki.iteach. В рамках проектов рассматриваются вопросы социального проектирования, взаимодействия семьи и школы, мониторинга деятельности классных руководителей, формирования здорового образа жизни, патриотического воспитания школьников.

Большую роль в стимулировании классных руководителей к самообразованию играет технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества. Чаще всего мы привыкли к тому, что поощряют учителей-предметников, но в школах нашего района разработаны критерии оценки и самооценки классных руководителей, которые являются основанием для начисления стимулирующей части заработанной платы. Кроме того, во многих школах и в рамках работы РМО классные руководители также поощряются за высокие достижения в области воспитания и по результатам работы за год. Основанием для поощрения являются результаты мониторинга деятельности классных руководителей. Мониторинг проводится 2 раза в год на основании Положения о мониторинге деятельности классного руководителя МО Оренбургского района, в котором определены цели, принципы, основные направления изучения деятельности классных руководителей, показатели и порядок проведения. Как показывает осмысление результатов, программа мониторинга деятельности классных руководителей – это средство совершенствования воспитательной работы, мотивация повышения качества профессиональной деятельности классного руководителя. Результаты мониторинга определяют  планирование и коррекцию деятельности методического объединения классных руководителей. Сегодня создан и апробируется на базе МБОУ «Чернореченская СОШ» автоматизированный мониторинг деятельности классных руководителей, кроме того, разрабатывается автоматизированная система управления воспитательным процессом. 

Планомерная системная работа по повышению профессиональной компетенции классных руководителей позволяет нам добиваться высоких результатов:

-учащиеся Оренбургского района победители Всероссийских и региональных конкурсов;

-воспитательная система МБОУ «Чернореченская СОШ» является дипломантом областного конкурса воспитательных систем в 2008 году и лауреатом - в 2011году;

-модель ученического самоуправления МБОУ «Чернореченская СОШ» - победитель регионального конкурса в 2013 году.

Надеюсь, что работа РМО приблизит каждого классного руководителя к заветной мечте стать для детей  «Самым классным классным!»

Категория: Мои статьи | Добавил: TanjRavilevna (11.06.2013)
Просмотров: 1380 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: